Дом Коиля и окрестности
Как в одном месте удивительно сошлись скоропечатня, католический Розарий и татарский «городок»
Есть здания, без которых невозможно представить привычный облик города. Отражаясь во времени, созерцая смену эпох, они создают особенную атмосферу, являются той самой константой, которая связывает между собой прошлое, настоящее и будущее, сохраняя всё в привычном равновесии, как будто говорит тебе: «Так было. Так есть. И так будет…» А если немного расширить пространственный и временной контекст, а также собственные представления о том, что привычно окружает нас изо дня в день? Вот тогда каменные здания и начинают говорить…
Такие мысли приходят в голову, когда стоишь на пешеходном переходе на остановке «Золотые ворота» напротив Областного дома работников искусств (ВОДРИ), привычно устремив свой взгляд на компактное двухэтажное здание в стиле необарокко, которое неприметно стоит на углу.
Фото — Дмитрий Киреев
Роскошно, но в меру
Ровно 110 лет назад (в 1914 году) построил владимирский издатель еврейского происхождения Исайя Коиль для проживания своей семьи и размещения собственной скоропечатни.
Семья Коиля проживала на втором этаже здания, контора, типография и переплётная мастерская расположилась на первом этаже и в подвальном помещении.
Исайя Самуилович Коиль, фото из личного архива Цветковых
Разрешение на строительство дома на приобретённой Коилем земле (владельцы – Гринблат, Цейткин и Лурье) было получено во Владимирской городской управе 1 мая 1914 года. Деньги на возведение дома пришлось взять в долг, так как семья не располагала столь внушительными средствами.
Получается, что двухэтажный особняк возвели меньше чем за год в популярном в начале XX века стиле необарокко. Это один из возникших в XIX веке неостилей. Создавать новое на основе старого – было в то время весьма актуальной тенденцией, в том числе и в архитектуре. Вместе с необарокко, к примеру, появляются русский стиль, неоготика, неоклассицизм.
Необарокко продолжает традиции классического европейского барокко, которое появилось в XVII веке в Италии, и славилось присутствием сложных форм и вычурных элементов. В архитектуре это выражалось в массивных медальонах, наличниках с пышными элементами, огромных скульптурах, причудливой лепнине на фасадах зданий. Необарокко продолжает ту же линию, однако становится более демократичным и менее помпезным. На зданиях всё реже появляется позолота, элементов становится меньше, а материалы используются недорогостоящие. То есть необарокко – это уже скоромно, но ещё с отголосками роскоши.
Именно так и выглядит дом Коиля – скромно, но весьма добротно. Окна здания на фасадах украшены каменными наличниками, однако эти наличники сдержанные, без дополнительных элементов, строгой прямоугольной формы – ничего лишнего. Интересно оформление входа на углу: это оригинально украшенный портал, который окаймляют каменные квадратные элементы, а венчает композицию двойная арка, расположенная над входом. Схожие декоративные элементы, но треугольной формы, можно наблюдать под крышей. Весь внешний декор здания сдержанный и геометричный.
Из архива ОДРИ
Стоит отметить, что насыщенный красно-оранжевый цвет дом Коиля – это деталь современная. Изначально особняк был белого цвета, что придавало зданию особенную интеллигентность.
Кто жил в Куткином переулке?
Сейчас бывший дом Коиля находится на улице Гоголя и значится под номером 2. Современная улица Гоголя идёт по направлению к костёлу Святого Розария (Гоголя, 12), огибает сзади драматический театр и доходит до Летне-Перевозинской. Последний дом по улице Гоголя значится под номером 22, а вот, к примеру, домов под номерами 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 15 и некоторых других на современных городских картах не находится. Куда же они исчезли? Чтобы понять, нужно перенестись примерно на век назад…
Дело в том, что улица Гоголя до 1927 года носила название Куткин переулок, который впервые упоминается в документах в 1840 году. И упоминание это связано со строительством дома коллежского секретаря из дворян Петра Куткина. Скорее всего, именно этот дом и положил начало всему переулку. В конце XIX – начале XX века в Куткином переулке стояло уже 23 дома, два из которых самому Куткину и принадлежали.
К большому сожалению, большинство строений были снесены в XX столетии. Краевед В. И. Титова в своей книге «Улицы Владимира» указывает, что сейчас от прежней улицы остался только «костёл Розария Божией Матери, построенный в 1892-93 годах… и ещё один известный сейчас дом № 2, в котором находится ОДРИ».
Куткин переулок, старое фото из книги Л.В. Дудоровой «Старый Владимир»
А ведь в разные времена эта небольшая улочка в центре Владимира собрала под своим крылом цвет владимирской интеллигенции:
В самом начале переулка (слева) стоял дом Дмитрия Советкина, директора Ремесленного земского училища (Мальцовского училища, сейчас Авиамеханический колледж) и создателя собственной прогрессивной системы подготовки технических специалистов. И именно по Куткиному переулку проехал первый во Владимире автомобиль, подаренный Советкину американским советом по образованию.
Дом Советкина, источник фото book33.ru
Дмитрий Советкин, источник фото — guraran.ru
Дмитрий Советкин в автомобиле, источник фото — lubovbezusl.ru
Дмитрий Советкин с семьей, источник фото vladmuseum.ru
Жили здесь уважаемые врачи – Е.И. Фаворский и В.Н. Пятницкий.
Во второй половине XX века здесь жили и бывали личности, связанные с литературой: Сергей Никитин, семья будущего писателя Леонида Зрелова, причём супруга его старшего брата Н.Н. Беляева была редактором первого сборника стихов Алексея Фатьянова.
Вот такое в целом замечательное место выбрал Исайя Самуилович Коиль для строительства своего дома. И его типографское дело просто идеально вписалось в прогрессивную и творческую атмосферу Куткиного переулка того времени.
Источник фото lubovbezusl.ru
Как «татарский городок» сопротивлялся Театральной площади
Сейчас с дома Коиля как будто «начинается» Театральная площадь. А в начале XX века и примерно до его середины здесь была плотная городская застройка, которая противилась любым переменам. Над этой застройкой возвышались католический костёл и старообрядческая Троицкая церковь – обе были построены из красного кирпича местного производства.
Источник фото lubovbezusl.ru
На фото 1962 года мы видим, что между Красной церковью, построенной с 1913 по 1916 годы по проекту архитектора Жарова, и современным ОДРИ плотным строем стоят двухэтажные здания. Кстати, церковь была возведена в модном в начале XX века русском стиле, который, как и необарокко, продолжал архитектурную линию прошлого – русского узорочья. Примечательно, что еще одно здание Куткиного переулка – католический костёл Святого Розария, построенный в 1894 году архитекторами А.П. Афанасьевым и И.А. Карабутовым, представляет еще один «неостиль» – неогоитический.
Дом Коиля и Троицкая церковь вообще строились примерно в одни годы (с 1913 по 1916), перекликаясь друг с другом во времени и закладывая основы для пространства будущей городской площади, когда по бокам ее останутся только эти два «предвестника» будущих реконструкций: один — в необарокко, другой — в русском стиле, а на противоположной стороне устроит перед ударами времени католическая неоготика в образах собора Розария Пресвятой Девы Марии и дома ксёндза.
При внимательном рассмотрении старых фото, видим, что место, где сегодня расположился драматический театр и Театральная площадь, не просматривается сквозь скученные дома и домишки.
С западной стороны к храму примыкает белое каменное двухэтажное здание. Дом Коиля с трудом виден, его точное местоположения на снимке можно только предполагать. Но не пройдет и десяти лет, как он будет просматриваться с Козлова вала вполне отчётливо. Весь все эти так называемые «лишние» постройки будут снесены до 1971 года. Именно тогда «исчезло» и большинство домов полевой стороне современной улицы Гоголя…
Вид на театр 1962. Источник фото lubovbezusl.ru
Каменный дом, источник фото lubovbezusl.ru.
Вот как описывал те драматические события владимирский писатель Леонид Петрович Зрелов, который вырос в Кутковом переулке и которого мы упоминали выше. Приводим цитаты из произведения Зрелова «Чистая даль. Рассказы от Владимире»:
«Место у Золотых ворот, ограниченное с одной стороны Летне-Перевозинской, а с другой — улицей Гоголя, напоминало хорошо укрепленный лагерь. Глухие заборы начисто скрывали чужую жизнь, рассредоточенную по нескольким ничем не примечательным домам из кирпича или дерева, а то сложенным из обоих материалов, когда на каменный первый этаж надстраивается деревянный. Внутридворовые постройки, включая и приземистые дома, почти не проглядывались с улицы».
«В этом, даже взору почти недоступном, маленьком поселении проживали в основном татары. … Жители загадочного поселения почти в центре города казались все на одно лицо — со стертыми, не запоминающимися чертами. Вероятно, они сами того хотели в своей добровольной, миролюбивой изоляции».
Дома, составляющие татарское поселение, по плану должны были быть снесены, сносу подлежал и католический костёл. Работы были даже частично проведены, несмотря на активное сопротивление местных жителей. На месте старой жилой застройки во Владимире должен был появиться городская площадь и Дом Советов по проекту архитектора Георгия Гольца. Газета «Призыв» писала: «Дом Советов запроектирован 3-этажным зданием, состоящим из двух объемов, с 100-метровой башней, увенчанной золоченным шпилем».
Дом советов по проекту Гольца, источник фото — lubovbezusl.ru.
Однако грандиозное строительство вскоре было свернуто, вероятнее всего, из-за того, что требовало слишком больших вложений. Если бы проект был реализован в полном объеме, мы бы с высокой вероятностью лишились бы и Троцкой церкви, и костёла, и дома Коиля.
Через несколько лет работы по расчистке площади были довершены, но уже с меньшим размахом, затрагивая более скромное пространство. Снос заканчивали с помощью бульдозеров. Для Леонида Зрелова, выросшего на этих улочках, эти события отзывались болью в сердце:
«….на место былых тайных разговоров одними глазами быстренько прибыли те же «механические бандиты» и замерли в стороне. Проезжая дорога была предусмотрительно забрана в заградительные барьеры и уже усыпана срезанными, траурно-горбящимися сучьями. А в небо уходили толстые вертикальные столбы – все, что осталось от милых старых тополей. Сильно наносило свежим вяжущим духом горечи. Где-то далеко-далеко, скорее всего в душе, печально наигрывал оркестр. Взревели бульдозеры, развернулись ребристыми рылами к тополиным стволам и, сладострастно трясясь, завалили их. Так площадь перед новым зданием театра была окончательно расчищена. Медленное скучное строительство на месте былых катакомб наконец завершилось. Исчезли и остатки татарского поселения, и еще половина улицы.
Областной театр драмы им. А.В. Луначарского будет построен в 1971 году. Бывший главный архитектор мастерской градостроительства института «Владимиргражданпрокт» Сергей Голубев рассказывал, что здание театра было частично построено на фундаменте, заложенном под несостоявшийся Дом советов.
«Что ж, наверно, такая игра стоила свеч. Каменное, все бело-воздушное здание театра полюбилось. Белый гребень молодых берез раздвигался, когда «отставной» пионер сбоку, со стороны своего дома (дом Ксендза), приближался к театру. Невостребованное, но уже и не принадлежащее ему сердце впитывало играемые страсти, как пересохшая земля впитывает воду,» — писал Леонид Зрелов.
В результате всех этих масштабных преобразований внешний вид пространства у Золотых ворот изменился до неузнаваемости и навсегда.
Коммунальные квартиры и обретение новой жизни
А как же сложилась судьба дома Коиля? Печатня здесь работала недолго – всего 8 лет (с 1914 до 1922 год). Свои поправки внесла революция: в 1922 году здание было муниципализировано, всё оборудование вывезено, а освободившиеся помещения передали под коммунальные квартиры. Новые жильцы обитали здесь до конца 80-годов. Именно в это время постройка была признана аварийной, а к началу 90-х он и вовсе стояла без крыши с голой кирпичной кладкой без штукатурки.
В таком виде дом подлежал сносу, но вмешалась общественность, которая развернула во владимирской прессе широкую кампанию в защиту здания, очевидно имеющего историческую ценность. Газета «Комсомольская искра» в 80-е иронично писала:
«Один заезжий внештатный корреспондент популярного журнала сетовал: Золотые ворота, мол, «не смотрятся». Вот бы оставить их на большой-большой пустой-пустой площади. Окружающие, слушавшие его, решили: больной человек, наверное. Статья в журнале не появилась. И у Золотых сносить пока ничего не собираются, кроме того, что снесли. А ведь хотели. И дом ксёнза, и Красную церковь. Впрочем, недалеко то время, ой как близко, когда вот-вот должны были снести старый дом у Золотых ворот, как не представляющий исторической ценности, так как он мешал расширяющему свои владения торговому центру. И за него (за старый дом – прим. редакции) до сих пор боязно, хотя нашёлся у него хозяин-попечитель».
Очевидно, что в заметке речь шла о расширении ЦУМа, которому мешало старое здание бывшей типографии. И только благодаря усилиям общественников постройка устояла — комитет по культуре администрации Владимирской области принял решение открыть в нём Дом актёра. После реконструкции и бурных дебатов здесь был основан Областной дом работников искусств, который открыл свои двери для посетителей 27 февраля 1995 года. И с этого дня история дома у Золотых ворот получила новое творческое развитие, которое продолжается по сей день…
Фото — Дмитрий Киреев.
Основные вехи:
1914 г. – покупка Исаей Коилем участка земли и строительство дома.
1914 – 1922 гг.– в здании работает оперативная типография. Точная дата выселения семьи из дома неизвестна, однако, вероятно, это произошло до 1922 года, о чём косвенно свидетельствует семейное фото, сделанное в 1920 году у дома Овсянникова на 1-й Никольской.
1922 г. — конец 80-х годов – дом передан под коммунальные квартиры.
1927 г. – переименование Куткина переулка в улицу Гоголя.
С 1940-х по 1971 г. – снос жилой застройки под реализацию проекта городской площади и Дома советов, строительство театра.
1995 г. и по сей день – в здании находится Областной дом работников искусств (ВОДРИ).
Автор текста — Дарья Ермолина
В статье использовались материалы:
- Книга В.И. Толкуновой «Улицы Владимира»
- Публикация «Дом на театральной площади» (Г.Г. Мозговой и В.Г. Толкуновой)
- Книга Л.И. Зрелова «Чистая даль. Рассказы о Владимире»
- Материалы периодических изданий «Комсомольская искра», «Призыв»
- Книга В.Г. Толкуновой «Творцы застывшей музыки»