Телефоны (4922) 32-21-77 (4922) 32-74-45
Адрес

г.Владимир, ул.Гоголя, д.2

Юрий Тумаркин – «человек-праздник» и первый директор ОДРИ

«Не любить его было невозможно. Он умел подобрать ключ к любому сердцу…» — так говорят о Юрии Александровиче Тумаркине близкие.  Когда мы готовили этот материал, поняли, как мало в открытых источниках сохранилось информации о человеке, который с 70-х годов прошлого века и до 2004 года не просто создавал во Владимирской области насыщенную и интересную культурную жизнь, но и сам стал ярким событием этой культурной жизни.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза журналистов Владимирской области, человек энциклопедических знаний, тонкой души и редкого режиссерского таланта, он проводил для любимого Владимира Дни города, включая праздник в честь тысячелетия. Юрий Александрович 10 лет руководил Областным домом работников искусств, который начал свою работу во Владимире в 1995 году. С этого момента двери кабинета первого директора ОДРИ не закрывалась, а телефон не замолкал.

«Он был на своем месте. Все приходили к нему. Мы часто у него обсуждали сценарии мероприятий, спорили, — вспоминает Татьяна Жалейко, режиссёр, главный специалист управления культуры г. Владимира, помощник Юрия Александровича в организации городских праздников. — Один звонит, второй звонит, кто-то в дверь заглядывает просто поздороваться. Люди идут и идут. Просто поговорить. К этому «человеку-празднику» все шли за любовью. Он ее излучал…»

16 июня 2024 года Юрию Тумаркину исполнилось бы 80 лет. В преддверии этой даты мы поговорили с его коллегами, друзьями, изучили публикации владимирских газет, которые в разное время писали о легендарном директоре.

Искреннюю благодарность выражаем:

=Зое Максимовне Литвиновой, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации, руководителю управления культуры администрации г. Владимира, много лет посвятившей отрасли культуры и приложившей много усилий для сохранения её в областном центре.

=Татьяне Юрьевне Жалейко, которая много лет проработала главным специалистом управления культуры администрации г. Владимира:

= журналисту и краеведу Валерию Юрьевичу Скорбилину.

Эти люди поделились с нами уникальной информацией, которая раскрывает личность Юрия Александровича Тумаркина с разных сторон.

Выиграл конкурс и стал директором

Как Юрий Тумаркин стал директором ОДРИ?  Как это сейчас ни странно звучит, но… по результатам конкурса. Споров вокруг того, кто должен возглавить новое учреждение культуры было достаточно. Имелось пять претендентов. Именно поэтому было решено объявить творческое состязание: соискатели должны были представить на суд жюри «авторские эскизы-программы направлений и форм деятельности». Как рассказывал сам Юрий Александрович газете «Призыв» в 1995 году, он узнал о конкурсном отборе за три дня до окончания приема документов, быстро составил свою программу, и ее неожиданно для него самого признали лучшей.

В ней было записано, что ОДРИ станет площадкой, где объединятся все творческие силы региона: «Основной функциональной задачей ОДРИ является повседневная деятельность, направленная на организацию неформальных связей между творческими союзами, объединениями, группами и отдельными носителями художественной культуры во Владимире и области, формирование межличностных творческих контактов, развитие активных форм и принципов общения, способствующих эстетическому и этическому совершенствованию творческой личности». 

ОДРИ начал работу, и новый директор, со слов Валерия Скорбилина, вот так определил свои творческие планы:

«Это будет разновидность кабаре, где может происходить все, что угодно: и серьезное, и шутливое, и танцы, и музыка, и спектакли, и маски. Мы будем работать в духе кабаре».

Фото из личного архива В.Ю. Скорбилина

 «Записки театрального директора»

Родители Юрия Тумаркина встретились в Алма-Ате, потом началась война, отец ушел на фронт, а мама уехала к сестре в поселок Мстера Вязниковского района Владимирской области, где 16 июня 1944 года и родила сына. Через год семья переехала во Владимир. И мама, и папа были юристами. Отец — Александр Тумаркин — долгое время работал директором ДК ВХЗ, писал замечательные стихи. В семейном архиве осталась записная книжка с его произведениями.

Еще в школе Юра стал заниматься в народном театре. Тяга к этому виду искусства в его судьбе была далеко не случайной.  Прадед Вениамин Никулин (1866 – 1953 гг) был театральным актером, антрепренером, импресарио, работал директором театра в Калуге, был содержателем Воронежского зимнего драматического театра, а в 1906 году даже взял в аренду Одесский городской театр.

В 1928 году Вениамин Иванович выехал в Париж, откуда эмигрировал в США. Оставил после себя интереснейшие мемуары о дореволюционной театральной жизни в России – «Записки театрального директора», которые вышли в печати в 1942 году в Нью-Йорке. Ценный авторский экземпляр этого издания хранится в семье Тумаркиных.

Дед по отцу окончил Гейдельберский университет, заведовал отделом наркомата легпрома, свободно говорил на немецком и обучал языку, за что на него сделали донос, по результатам рассмотрения которого деда расстреляли в 1937 году.

Те, кто бывал в кабинете Юрия Тумаркина в ОДРИ, вспоминают, что там висел портрет невероятно красивой женщины из далекого прошлого – прабабушки, которая стала победительницей конкурса красоты и имела титул «Мисс Карловы Вары».

Все эти повороты семейной истории не могли не оказать влияние на формирование личности будущего владимирского режиссера, ведь театральное искусство, литературное творчество и в целом любовь к гуманитарным наукам он, вероятно, впитал на генетическом уровне.

Бабушка Магда

Дочь Вениамина Никулина — Магда Тумаркина — работала в Московской юридической конторе и плотно занималась воспитанием любимого внука. Она приобщала его к музыке, давала читать либретто и слушать оперную музыку. В семейном архиве сохранилась тетрадь, где фиксировалось поведение Юры с комментарием на титульном листе: «Ведет дневник бабушка – Магда Тумаркина».

«Очень тепло он про бабушку говорил. Она жила в Москве. И когда она скончалась, Юрий Александрович даже привез ее мебель с Малой Грузинской. Мы как-то были у него в гостях, и я ее увидела. Это была очень интересная мебель, старинная, необычная, как будто из какой-то русской усадьбы.  Я не о стоимости говорю, там была хорошая энергетика. Ему было дорого все, что связано с бабушкой», — вспоминает Татьяна Жалейко.

Символично, что эта мебель сохранилась в семье, ее отреставрировали, и она до сих пор используется по назначению.

Бабушка Магда тоже собирала архив, в котором удивительным образом обнаружился локон маленького Юры. Еще в прошлом веке в семьях была трогательная традиция – беречь первые детские волосы, которые остаются любящим взрослым, когда малыши вырастают и уходят в большую жизнь.

 

На первом фото — сохраненный бабушкой локон, на втором — маленький Юра

Благодаря бабушке, мы можем увидеть и один из рисунков мальчика, который он сделал в возрасте 6 лет. Читаем подпись: «Содержание картины со слов автора: мушкетер у себя в кабинете, на столе в вазоне — ромашка, за окном – трактор».  Картина, сочно нарисованная и словами, и карандашом.  И в самом рисунке, и в его описании чувствуется талант, творческий подход и ощущение парадоксальности жизни.  Но не только! Учитывая тот факт, что через десятки лет Юрий Александрович станет чемпионом Владимирской области в фехтовании на рапирах, можно смело сказать, что этот рисунок стал своеобразной спортивной программой на будущее, которая была исполнена.

Рисунок Юры Тумаркина «Мушкетер»

Легендарная «Щука»

После окончания школы Юрий поступил во владимирский политехнический институт, однако вскоре забрал документы и ушел в армию, где служил с 1963 по 1966 годы, а после окончания службы отправился поступать в легендарное Щукинское училище на режиссерское отделение. И был зачислен в престижное учебное заведение с первой попытки!

Время учебы он назовет «счастливейшим временем общения». Он учится в одно время с Василием Лановым и другими известными творческими личностями.  Интересно, что поступать в театральный его подтолкнула…служба в армии. Первые армейские полгода Юрий провел на съемках массовых сцен киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука, которым безмерно восхищался. Так и решил учиться на режиссера.  «За время учебы я получил самый большой урок бескорыстия и понятия об интеллигенции, которая должна больше отдавать, чем получать», — отметит Юрий Тумаркин в интервью газете «Призыв» в 1995 году. И эта высокая планка определит принципом существования и в профессии, и в жизни на долгие годы.

Интересно, что дипломным спектаклем выпускника Тумаркина станет «Бумбараш» — сценическая фантазия на тему ранних произведений Аркадия Гайдара. По результатам постановки, которая, судя по сохранившемуся протоколу, прошла тогда еще в поселке Костерево Петушинского района (сегодня Костерёво – город) 6 мая 1978 года, было организовано обсуждение. Дело в том, что студенты V курса могли сами выбирать, где ставить дипломный спектакль. В Костереве был хороший ДК, поэтому, видимо, Юрий Александрович остановился на этой площадке.

«Таким голосом можно людей лечить…»

После учебы молодой «режиссер народного театра» Юрий Тумаркин приезжает во Владимир и сначала работает руками — в цехах ВЭМЗа, а потом погружается в культурную жизнь. Около 20 лет работает на Владимирском областном радио диктором и корреспондентом, трудится в Доме народного творчества, в Областном дворце культуры, ставит несколько спектаклей во Владимирском театре кукол. Все, кто его знал, отмечали в нем глубокое знание мировой культуры, огромную начитанность, широчайший кругозор, теплоту и душевность.

Юрий Тумаркин

«Он обладал пространственным мышлением. Тонко чувствовал такие виды искусства, как музыка, литература, архитектура. Сам писал стихи, пел, на гитаре играл.  Скажет что-то — и ты как будто кино смотришь. У него был прекрасный литературный язык, владел им в совершенстве, создавал прекрасные сценарии, — вспоминает Татьяна Жалейко и особенно отмечает особый тембр голоса, которым обладал Юрий Александрович. – Многие его называли – «наш второй Левитан». У него был прекрасный теплый баритон тембральной окраски, даже ближе к басу. Он работал на радио, голос был удивительно красивый, сочный. У него были такие духовные обертона, яркие очень…Таким голосом можно людей лечить…»

Дни города Владимира

«День города – это главное событие года, его день рождения. Была слаженная работа огромной команды. Участвовали все службы, все учреждения культуры и спорта. Праздники проходили в два дня: в первый день была культурная программа, во во второй – спортивная.  В качестве главного режиссера-постановщика мы неоднократно приглашали Юрия Александровича, – вспоминает Зоя Максимовна Литвинова, –   Он режиссер такого масштаба, что иногда я его называла маэстро! Мы обсуждали разные идеи, предложения много спорили. В результате  у нас получались  хорошие, достойные праздники, следует заметить, что при очень скромном финансировании. 

День города во Владимире,  фото из личного архива Т.Ю.Жалейко 

У Юрия Тумаркина был такой девиз: «Натуры каждой утолить жажду. Себя показать и других посмотреть». Придумать и воплотить в жизнь такое масштабное действо было непростой задачей, ведь необходимо было учесть интересны людей разного возраста, разных предпочтений.

«Открытие проходило в разных местах: на Соборной площади, на Театральной площади, у арки Золотых ворот. И здесь праздник начинался с хоровода «У Золотых ворот» в исполнении ансамбля «Калинка». На одном из Дней городов в вечерней программе Народный артист СССР Василий Лановой читал произведения Александра Сергеевича Пушкина  в сопровождении оркестра народных инструментов Областной филармонии под руководством Анатолия Антонова», – рассказывает Зоя Максимовна Литвинова.

«Все мероприятия отличались профессиональной драматургией по всем канонам. Работала художественно-постановочная группа: главный режиссер, художник по свету, художник по звуку, по костюмам. Каждый праздник – новая социальная значимая идея. Например, в какой-то год была тема «Сунгирская лошадка», в год 1000-летия — «Добра тебе и света, Владимирская Русь!». Делали не менее 15 тематических площадок, располагавшихся в центральной части города. И у каждой – своя драматургия», – вспоминает Татьяна Юрьевна Жалейко.

Коллеги вспоминают, что Юрий Александрович даже в самых сложных ситуациях сохранял олимпийское спокойствие.

«Это было главное его качество.  Мы бегаем, а он спокойный. Говорил так: «Кто-то ведь должен быть спокойным». Его мероприятия носили глобальный характер. Если бы он уехал в Москву, он бы был одним из самых востребованных режиссеров, но он любил свой город, не уезжал. Его Дни города становились настоящими событиями в жизни области, все учреждения объединялись. Создавалось единое культурное пространство», — добавляет Татьяна Жалейко.

А еще Юрий Александрович был учителем и настоящим наставником, который давал возможность вырасти, поддерживал в трудную минуту: «У меня тоже была профессия режиссера, но я ею не владела. Было 1000-летие Владимира. Он отошел и оставил меня одну.  Я постеснялась сказать, что не смогу, и осталась отвечать за эту площадку. Это было очень ответственно. Я работаю, выступающих приглашаю и вижу, что он за мной приглядывает. Не бросил! Благодаря ему, я получила эту профессию сполна: и сценарии писала, и программы делала. Его чутье на талант и его собственный талант были уникальными. Он генерировал вокруг себя импульсы творческого озарения, благодаря которым не только я, а многие получили профессию служителя культуры, что называется, в руки…» — с благодарностью вспоминает Татьяна Юрьевна.

На фото — Юрий Тумаркин

Владимирцы помнят, что в 1990-е годы Дни города отмечались ярко, широко, с большим размахом. И Юрий Александрович выступал настоящим новатором. Все новые социальные  модные тенденции, которые появлялись в массовой культуре, он внедрял на этих праздниках. Он понимал, что пространство улиц требует больших и ярких объектов, линейная драматургия здесь не подойдет. С его подачи на улицах появлялись объемные куклы, театрализованные колонны, шествия с кавалькадами.

Большое внимание уделялось художественному оформлению пространства. Улицы обретали красочность и объем, запускались фейерверки и воздушные шары, организовывались ристалища, «развлекательное питание», ярмарка, декорировались Торговые ряды. Город в эти дни невероятно преображался.

Еще одной интересной идеей управления культуры администрации г. Владимира  был конкурс на лучшую песню о городе. Это было реализовано, когда праздновали 1000-летие города.  В творческом состязании участвовали многие владимирские композиторы, в том числе,  Алексей Молдалиев, Лариса Семина. По итогам была выпущена юбилейная кассета, на которой было записано 10 музыкальных посвящений городу.  Победу одержала песня «Добра тебе и света, Владимирская Русь» Ларисы Рубальской и Сергея Березина – лиричная, простая, с колокольными звонами и переливами, отражающая в полной мере сердце и душу города.  Эти песни в дальнейшем звучали на разных городских мероприятиях.

День города во Владимире, фото из личного архива Т.Ю.Жалейко

Стена Тумаркина

Художественно оформил Юрий Александрович и свой кабинет в ОДРИ. Многие помнят так называемую «стену Тумаркина», которая была наполнена разнообразными смыслами. И управлял этим процессом, конечно же, сам режиссер:

«Это была не одна стена, а все стены, кроме одной, где шкафы стояли. Там были цитаты из Гёте, Экзюпери, древнегреческих философов, Андерсена, Гейне. Он сам писал на этих стенах то, что его вдохновляло. Это вызывает такое чувство приятное, когда что-то тебе попадает в ум. Хочется жить, творить, созидать…» — рассказывает Татьяна Жалейко.

«Сейчас кабинет затянут гобеленами, а при Тумаркине была открытая стена, там можно было прочитать высказывания великих, хохмы, шутки, много было в юморном ключе. И он сам писал, и гости.  Я нигде такого не видела. Это вызывало улыбку. Входишь и читаешь, всегда что-то новенькое появлялось. Все стены были исписаны. Там побывало очень много людей. ОДРИ был для многих притягательным домом», — вспоминает Зоя Литвинова.

На фото — табличка на здании Владимирского областного дома работников искусств

Валерий Скорбилин рассказывает, что тоже написал на стене свою шуточную фразу:

«Я придумал ему прозвище Ю-ТУ. Это известная ирландская рок-группа (U2). Он об этом знал. И тогда я написал: Ю-ТУ, мы рады приходить ТУ-Ю (to you)! Получился каламбур».

Валерий Юрьевич поделился некоторыми начертанными на стенах цитатами, которые вовремя записал:

  • «Если не дают чаю, дайте хотя бы пофилософствовать» (А.П. Чехов)
  • «Важно не сколько тебе лет, а качество дней» (Аристотель)
  • «Ударим культпросветом по безнадежности» (Тумаркин Ю.А.)
  • «Господи, спаси культуру!» (Тумаркин Ю.А.)
  • «Подчиненные — моя часть человечества, в глазах которой я обязан быть компетентным оптимистом» (Тумаркин Ю.А.)
  • «Если мало получать, да еще плохо работать при этом, жизнь станет невыносимой» (Тумаркин Ю.А.)
  • «Хам в отношении женщины, хам во всех отношениях» (Тумаркин Ю.А.)

Фото сделано в кабинете Юрия Тумаркина (на фото — Оксана Зорина, Юрий Тумаркин, Алла Ионина)

За 10 лет ОДРИ действительно стал домом, где поселилось подлинное живое искусство, объединившее огромное количество людей:

«И музыканты у него были, и писатели, и поэты, и художники, кто бы ни просился туда, всех принимал, без отказа помогал. Они имели пристанище в ОДРИ. Он очень творческий был человек, скорее, художественной руководитель», — отмечает Зоя Литвинова.

На даче у Юрия Тумаркина (на фото — Валерий Скорбилин, Юрий Тумаркин, Александр Сабов, Наталья Новожилова)

Владимирский журналист Валерий Скорбилин рассказал о том, как необычно директор ОДРИ решил отметить 200-летие А.С. Пушкина. Это было в 1999 году:

«Ему пришло в голову прочесть «Евгения Онегина» по главам – всего! И он раздал роли, одна из них выпала мне. Шестая глава. Кто-то читал по тексту, я решил выучить наизусть, — рассказывает Валерий Юрьевич, — Учил везде: по дороге на работу, на кухне. Филинов Андрей Николаевич читал наизусть четвертую главу. Остальные, по-моему, по текстам работали». 

Вспоминают владимирцы и новогодние праздники, открытие театрального сезона, которые оставили в памяти яркий свет и ощущение праздника.

Директор ОДРИ очень любил джаз и даже организовал джазовый фестиваль в парке «Добросельский». Получилось уже не камерное мероприятие в зале, а музыкальный праздник на открытом воздухе. Для того времени – тоже смелое и новаторское решение:

«Люди слушали, людям нравилось. Играли Фрэнка Синатру… Он владел всем – от малых форм до больших. Талант, который лег на хорошее образование», — поясняет Татьяна Жалейко. 

Юрий Александрович поощрял начинающих, молодых. Творческая жизнь в ОДРИ кипела. И ее символом в учреждении стал колокол, в который директор лично ударял перед началом каждого мероприятия. Сейчас колокольчик – то немногое, что сохранилось в учреждении со времен Тумаркина.

На фото — знаменитый колокольчик ОДРИ

«Это уже традиция наша. В Доме работников искусств мы вкладываем в звучание этого колокольца некий психологический смысл: отрешения от всего повседневного, будничного для тех, кто к нам приходит сюда и получает настройку на другую волну», — пояснял сам Юрий Александрович в интервью владимирскому журналисту и краеведу Валерию Скорбилину. Так вышло, что это интервью, записанное в 1999 году в рамках программы «Здесь и сейчас», стало последним.  Перед тем, как беседовать с ведущим в кадре, Юрий Александрович собственной рукой заполнил специальную анкету. Вот некоторые вопросы и ответы.

  • Чего хочется добиться в жизни? – Не терять чувства собственного достоинства.
  • Чего Вам не хватает? — Моих родителей.
  • Без чего невозможно жить? – Без музыки, литературы, без работы.
  • Кто Ваши друзья? – Все, перед кем я в долгу.
  • Любимые черты в людях – Терпимость и чувство юмора, отвратительные – самовлюбленность, хамство и догматизм.
  • Женщины, которые Вас восхищают: в мире, в России, во Владимире? – Моя бабушка, Алиса Ивановна Аксенова, Наталья Новожилова.
  • Мужчины, которые Вас восхищают: в мире, в России, во Владимире? – Не сотвори себе кумира.
  • Ваше любимое увлечение? – Рыбалка и природа.
  • Ваше любимое животное/цветок/кушанье – Пудели, ландыш, кофе, помидоры.
  • Ваши любимые писатель? – Жоржи Амаду, Карпентьер, Дюма.
  • Самая уважаемая историческая личность? – Александр Невский, миротворец.
  • Любимое изречение? – Жизнь — комедия для тех, кто думает, и трагедия, для тех, кто чувствует.
  • Самая большая радость? – Общение с умными людьми.
  • Самое сильное огорчение – уходит время.
  • Если бы я был всемогущим? — Я сделал бы так, чтобы никто никому не мешал…
  • Ваш любимый уголок во Владимире? – ОДРИ.

Оставить след…

Юрий Александрович скоропостижно скончался 5 апреля 2004 года. Его уход отозвался болью в сердцах многих людей.

«Он был очень востребован, напряжение было невероятное, в том числе он работал в районах Владимирской области на мероприятиях, не только во Владимире. Уставал, конечно, сильно… Его уход был неожиданным. Тяжело было осознать, что Юры больше нет…» — вспоминает Зоя Литвинова.

«Когда его не стало, Валерий Лебедев, главный художник многих Дней города сказал, что ушел «человек-праздник». Это были такие слезы. Мы почувствовали, что мы осиротели. У нас часто говорят, что незаменимых людей нет. Это не так. Я считаю, что он был незаменимым. Ушел такой теплый, яркий, космический человек. К нему приходило творческое озарение от того, что он был открыт всему миру. Бесконечно у него была красивая душа…» — рассказывает Татьяна Жалейко.

А сам Юрий Александрович оставил философское и размышление о жизни и смерти в поэтической форме, написав эпитафию. Про него рассказывают, что он писал стихи, но пока удалось найти лишь несколько произведений, включая это:

 Я разрываю путы лет без сожаленья, без печали,

И чтобы всуе поминали, желания, признаться, нет.

Не хочется ни в рай, ни в ад, ни в сотворение второе…

Ни рыбою, и ни звездою я не ищу пути назад…

То счастлив, то печально светел

Я жизнь прожил и разным был,

Как вы — любил и не любил.

Спасибо, кто меня заметил…

И вот еще одно стихотворение,  найденное в семейном архиве, написанное в Москве — Владимире в апреле 1985 года, публикуется впервые:

Постучала, зябко вошла…

Как зовут, я спросил, как отчество?

Усмехнулась, плечом повела,

Чуть ответила – Одиночество.

Одиночество — одиночество —

Нету имени, нету отчества…

Приходи, посиди, помолчи,

Докучать не буду расспросами.

Скачет –пляшет огонь в печи.

Темнота по углам отброшена.

Отступи, растопись до дна!

Одиночество, тишина!

На фото — стихотворение, написанное Юрием Тумаркиным

Юрий Александрович Тумаркин был похоронен на Улыбышевском кладбище под Владимиром. Символично, что режиссер остался режиссером и после своего ухода и место своего упокоения оформил сам. Сын, разбирая архив, нашел рисунок, где рукою отца был изображен камень с лежащей на нем плитой, на которой было написано «Юрий Тумаркин» и дата рождения. Семья выполнила последнюю волю, поставив на могиле памятник по этому эскизу.

В 2013 году ОДРИ было присвоено имя Заслуженного работника культуры России Юрия Тумаркина, а в 2014 году на фасаде дома появилась мемориальная доска работы скульптора Ильи Шанина. На ней режиссер, окруженный символами искусства: театральной маской, палитрой, кинолентой и нотами, —  гостеприимно протягивает руку, приглашая каждого в свой Дом…

На фото — мемориальная доска работы скульптора Ильи Шанина на здании ОДРИ

 

На фото — Юрий Тумаркин с любимым пуделем Тилькой

12  фактов о Юрии Тумаркине:

  1. Сначала в детстве хотел стать пожарным, потом — артистом. С 10 лет играл в народном театре.
  2. Божественно готовил суп харчо.
  3. Очень любил собак. Часто со своим пуделем Тилькой (Тиль-Тиль-Сан) приезжал в управление культуры администрации города Владимира обсуждать сценарии мероприятий. Пудель у него был «аккуратненький, подстриженный», вспоминали коллеги.
  4.  Как главный режиссер в составе большой творческой команды поставил во Владимире не менее 15 Дней города. В паре с Зоей Литвиновой был ведущим многих мероприятий разного уровня.
  5. Становился чемпионом Владимирской области в фехтовании на рапирах, при этом был левшой, что существенно затрудняло задачу правшам, которые выходили простив него на поединок.
  6. Свой дипломный спектакль «Бумбараш» поставил в ДК п. Костерево Петушинского района.
  7. Владел редчайшим мастерством художественного свиста, постоянно что-то насвистывал. Например, арию Далилы из оперы Сен-Санса.
  8. Любил носить шейный платок.
  9. Терпеть не мог юбилеев.
  10. Курил трубку, которую заправлял вишневым табаком.
  11. Его называли «домовым» ОДРИ, среди друзей – «Доном Педро» (из-за трубки), а еще немного хулиганским Ю-ТУ, так как он мог с легкостью провести любое мероприятие: от респектабельного джазового вечера до отвязного молодежного концерта.
  12. На прощанье произносил необычное пожелание: «Светлых вам чаяний…»

В статье использовались материалы, выходившие в СМИ:

  1. «Попутного ветра тебе, ОДРИ», В. Андрианова, «Призыв», 1995 год.
  2. Фрагмент авторской программы Валерия Скорбилина «Здесь и сейчас», 1999 год, ГТРК «Владимир».
  3. «Если бы был всемогущим…», Е. Сатарова, «Владимирские ведомости», 2004 год.

 Фото ОДРИ и из архива друзей и семьи Тумаркиных (публикуются впервые с разрешения семьи Ю.А. Тумаркина).

Автор текста — журналист Дарья Ермолина.

наверх